ѕрофессиональные стандарты

ќ центре

Ќормативно-правовые основы внедрени€ профессиональных стандартов.

1. ¬ соответствии с требовани€ми ‘едерального закона от 03.12.2012 є 236-‘« Ђќ внесении изменений в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации и статью 1 ‘едерального закона Ђќ техническом регулированииї (с изменени€ми и дополнени€ми)ї “рудовой кодекс был дополнен статьей 195.1 Ђѕон€ти€ квалификации работника, профессионального стандартаї, в которой даны следующие определени€:

  • квалификаци€ работника Ц уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
  • профессиональный стандарт Ц характеристика квалификации, необходимой работнику дл€ осуществлени€ определенного вида профессиональной де€тельности.

2. ‘едеральный закон от 02.05.2015 є 122-‘« Ђќ внесении изменений в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации и статьи 11 и 73 ‘едерального закона Ђќб образовании в –оссийской ‘едерацииї, вступивший в действие с 1 июл€ 2016 года и уточнивший пон€тие профессионального стандарта (Ђпрофессиональный стандарт Ц характеристика квалификации, необходимой работнику дл€ осуществлени€ определенного вида профессиональной де€тельности, в том числе выполнени€ определенной трудовой функцииї), законодательно закрепил критерии об€зательности применени€ этого документа всеми работодател€ми без исключени€.

—тать€ 195.3 “рудового  одекса –оссийской ‘едерации декларирует: Ђ≈сли насто€щим  одексом, иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации установлены требовани€ к квалификации, необходимой работнику дл€ выполнени€ определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований об€зательны дл€ применени€ работодател€миї;

Ђхарактеристики квалификации, которые содержатс€ в профессиональном стандарте и об€зательность применени€ которых не установлена в соответствии с частью первой насто€щей статьи, примен€ютс€ работодател€ми в качестве основы дл€ определени€ требований к квалификации работников с учетом особенностей выполн€емых работниками трудовых функций, обусловленных примен€емыми технологи€ми и прин€той организацией производства и трудаї.

3. “аким образом, профессиональный стандарт Ц это многофункциональный нормативный документ, содержащий требовани€ к образованию, опыту практической де€тельности, дополнительному образованию и прочим особым услови€м допуска к работе работника, а также структурированное описание содержани€ профессиональной де€тельности в виде функциональной карты и характеристик обобщенных трудовых функций, представленных совокупностью конкретных трудовых функций, действий, умений и знаний.

ѕрофессиональные стандарты примен€ютс€ как в сфере труда, обеспечива€ управл€емый карьерный рост и профессиональное развитие персонала, так и в сфере образовани€, создава€ основу дл€ разработки программ профессиональной подготовки и выбора наиболее эффективных методов оценки результатов обучени€.

ƒл€ работодателей профессиональный стандарт Ц это основа дл€ определени€ требований к квалификации работников с учетом выполн€емых работниками трудовых функций, обусловленных примен€емыми технологи€ми и прин€той организацией производства и труда.

4. —труктура профессионального стандарта определена приказом ћинистерства труда и социальной защиты –оссийской ‘едерации от 12.04.2013 є 147н Ђќб утверждении ћакета профессионального стандартаї (в ред. от 29.09.2014) и представлена четырьм€ разделами:

I. ќбщие сведени€.

II. ќписание трудовых функций, вход€щих в профессиональный стандарт (функциональна€ карта вида профессиональной де€тельности).

III. ’арактеристика обобщенных трудовых функций.

IV. —ведени€ об организаци€х Ц разработчиках профессионального стандарта.

ѕрофессиональный стандарт как характеристика квалификации описывает вид профессиональной де€тельности, а не должность, как это прин€то в квалификационных справочниках.

ѕрофессиональные стандарты как характеристики квалификаций отражают общую квалификационно-уровневую структуру страны, отрасли, организации.

5. Ќациональна€ рамка квалификаций €вл€етс€ инструментом сопр€жени€ сферы труда и сферы образовани€ и использует принцип классификации и типологизации квалификаций по уровн€м в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требовани€ к выполнению трудовых функций.

Ќациональна€ рамка квалификаций представлена дев€тью уровн€ми, утвержденными приказом ћинистерства труда и социальной защиты –оссийской ‘едерации от 12.04.2013 є 148н Ђќб утверждении уровней квалификации в цел€х разработки проектов профессиональных стандартовї (—м. ѕриложение 1 Ќ– ).

”ровни квалификации примен€ютс€ при разработке профессиональных стандартов дл€ описани€ трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. ≈диные требовани€ к квалификации работников, установленные ”ровн€ми квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной де€тельности.

ƒл€ каждого уровн€ квалификации определены степень полномочий и личной ответственности, характер умений, знаний и основные пути достижени€ квалификации.

6. — 1 июл€ 2016 года вступили в силу поправки в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации (‘едеральный закон от 02.05.2015 є 122-‘«). »менно с указанной даты профессиональные стандарты €вл€ютс€ об€зательными дл€ применени€ всеми работодател€ми, если “рудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации установлены требовани€ к квалификации, необходимой работнику дл€ выполнени€ определенной трудовой функции.

ƒругими словами, если существуют иные нормативные документы, регламентирующие требовани€ к описываемой в профессиональном стандарте квалификации, то профессиональный стандарт в части этих требований становитс€ об€зательным к применению всеми работодател€ми вне зависимости от формы собственности организации или статуса работодател€.

ѕри применении вышеуказанного положени€ статьи 195.3 “рудового кодекса под иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации имеютс€ в виду нормативные указы ѕрезидента –оссийской ‘едерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты Ѕанка –оссии, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулировани€, которыми установлены требовани€ к работникам, выполн€ющим те или иные трудовые об€занности (например, приказы ћинтранса –оссии, ”казани€ ÷ентрального Ѕанка –оссии, –осатома и пр.).

¬ приложени€х 2 и 3 представлены перечни категорий и должностей работников, дл€ которых “рудовым кодексом –оссийской ‘едерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации установлены требовани€ к квалификации.

Ћогика законодательства в данном случае сводитс€ к тому, что профессиональный стандарт €вл€етс€ рекомендательным документом с точки зрени€ перечн€ возможных трудовых функций и работодатель вправе сам определ€ть функционал работников и фиксировать квалификационные требовани€ в соответствии с ним.

—уществует определЄнный перечень профессий, который требует соблюдени€ специфических и об€зательных норм и требований в процессе профессиональной де€тельности. Ёти требовани€ закреплены самосто€тельными нормативными правовыми актами, федеральными законами и учтены профессиональными стандартами. “ак, например, к процессу приготовлени€ пищи (профессиональный стандарт Ђѕоварї) нельз€ допускать работника, не имеющего медицинской книжки, а к работе по организации системы безопасности труда Ц специалиста, не имеющего профильного образовани€ и опыта работы (профессиональный стандарт Ђ—пециалист в области охраны трудаї).

7. —огласно части второй статьи 57 “рудового кодекса –оссийской ‘едерации, об€зательность соответстви€ наименований должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним наименовани€м и требовани€м, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, наступает в том случае, если “рудовым кодексом –оссийской ‘едерации или иными федеральными законами выполнение работ по этим должност€м, професси€м, специальност€м предусмотрено предоставление         компенсаций и льгот либо данна€ де€тельность имеет ограничени€.

”слови€ предоставлени€ льгот и компенсаций зафиксированы в ѕостановлении  абинета ћинистров ———– от 26.01.1991 є 10 (ред. от 02.10.1991) Ђќб утверждении —писков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечениеї и известны как Ђ—писок є1ї и Ђ—писок є2ї вредных профессий.

  категории ограничений относ€тс€ такие особые услови€ допуска к работе, как наличие специального образовани€, медицинской книжки, возраст и пол работника и пр.

“аким образом, из общего перечн€ профессиональных стандартов можно выделить две категории:

  • профессиональные стандарты, которые в части наименовани€ должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним нос€т об€зательный характер;
  • профессиональные стандарты, которые примен€ютс€ работодател€ми в качестве основы дл€ определени€ требований к квалификации работников с учетом особенностей выполн€емых работниками трудовых функций, обусловленных примен€емыми технологи€ми и прин€той организацией труда.

Ќеобходимо отметить, что исключительно рекомендательный характер некоторых профессиональных стандартов не означает дл€ работодателей, что можно не задумыватьс€ о переходе на новую систему профессиональных квалификаций. ѕолитика государства и векторы развити€ Ќациональной системы квалификаций четко определены национальными регул€торами процесса. ќтмена существующих квалификационных справочников (≈“ —, ≈ —), упразднение старых и по€вление р€да новых профессий, внедрение системы уровней квалификаций Ц все это перспективы ближайшего времени. √осударство достаточно четко выражает намерение сделать политику предпри€тий и организаций в области управлени€ квалификаци€ми прозрачной дл€ общества. ѕрофессиональные стандарты необходимо рассматривать как инструмент вли€ни€ на:

  • эффективную организацию труда;
  • повышение производительности труда;
  • формирование кадровой политики и системы управлени€ персоналом; совершенствование системы организации труда и его оплаты.

“аким образом, основными законодательными нововведени€ми, св€занными с применением профессиональных стандартов, в насто€щее врем€ €вл€ютс€ следующие тезисы:

  • дл€ того чтобы профессиональные стандарты были об€зательны дл€ применени€, требовани€ к квалификации работника должны быть установлены каким-либо иным нормативным правовым актом;
  • форма собственности организации не вли€ет на об€зательность применени€ профессиональных стандартов;
  • профессиональные стандарты €вл€ютс€ основой дл€ формировани€ кадровой политики организации и реализации кадровых процессов;
  • де€тельность по введению профессиональных стандартов в практику управлени€ персоналом должна реализовыватьс€ поэтапно на основе планов, утвержденных организаци€ми.

«апись к врачу

!
!
!
!
ќтмена
¬ыберите врача
»з выпадающего списка укажите нужного ¬ам врача
ѕосле отправки за€вки с ¬ами св€жутс€ по указанному ¬ами телефону